Авторизация

Поиск

Лучшие пользователи



Россия


Израиль
Холон

Vilnius

Новые пользователи




Беларусь
Полоцк


5 августа 12, 12:57

Петя AntiGod

Публикации от Пети

26 июня 10, 19:31

Толкование мифа о Люцифере

Отношение к мифам в европейской культуре — противоречивое. Для одних миф — синоним выдумки, сказки. Мифы древних греков и других народов они читают в качестве развлечения и не пытаются найти в них что-то большее. Другие же, наоборот, склонны понимать буквально мифы религий, изложенные в их священных книгах; верить, что мир был сотворен богом за семь дней и т.п.
Обе эти точки зрения на миф — в корне неверны. В европейской культуре, к сожалению, утеряно понимание сущности и смысла мифов. Виновно в этом, безусловно, христианство: ведь именно из самостоятельного толкования библейской мифологии возникали все ереси, с которыми оно много веков боролось. Поэтому церковники сделали все возможное, чтобы отучить людей от самостоятельного постижения мифов.
В результате, обычные люди стали слишком буквально понимать мифы, обращаться к мифическим персонажам с молитвами о помощи, не понимая, что эти песонажи не являются существами, могущими их молитвы воспринять.
"То, что мы называем богом, есть статический прототип человеческого образа, не имеющий никакой силы, поскольку человеческая матрица ни при каких обстоятельствах не может ни помочь нам в наших действиях, ни наказать нас за неправедные дела, ни воздать нам за дела праведные. Мы — отпечаток матрицы, продукт штамповки. То, что понимается под человеческой матрицей, в точности соответ-ствует своему названию — это образец, форма для заливки, группирующая определенную связку волокнообразных элементов, которую мы именуем человеком...
Человеческая матрица не есть творец, но просто структура, составленная всеми мыслимыми и немыслимыми атрибутами и характеристиками человека — всеми, какие только могут в принципе существовать. Матрица — наш бог, поскольку все, что мы собой представляем, ею отштамповано, но вовсе не потому, что она творит нас из ничего по своему образу и подобию."
/К.Кастанеда "Огонь изнутри"/
К сказанному Кастанедой можно добавить, что не только бог, но и вообще все мифологические персонажи являются человеческими матрицами. Этим и объясняется тоталитарный характер монотеистических религий и свобода язычества: в монотеизме человеческая матрица одна, а в политеизме их много.
(Хотя, если говорить конкретно о христианстве, то и в нем человеческая матрица не одна. Есть Яхве — ревнивый, мстительный, страдающий комплексом неполноценности, не допускающий возражений себе. Есть Христос — наивный, если не сказать инфантильный, витающий далеко от реальной жизни. Есть святой дух, предназначение которого — оплодотворить деву Марию, и этим его миссия исчерпывается. Есть ангелы господни — все на одно лицо; во всем служат богу — вот единственное, что про них можно сказать. В принципе, среди христиан можно встретить людей, отштампованных по каждой из этих матриц.)
Мифологические персонажи — это архетипы, находящиеся в подсознании каждого человека, принадлежащего к культуре, породившей данный миф. При этом не только сами персонажи, но и их действия в мифе тоже отпечатываются в подсознании людей. Таким образом, мифы являются образцом для человека в его повседневной деятельности. Почти во всех религиях есть ритуалы, воспроизводящие сюжеты мифов. Эти ритуалы также имеют целью усилить подсознательные мифологические образы.
Течение времени в мифе связано со временем жизни человека. "Сотворение мира" соответствует зачатию (в некоторых языческих мифах прямо говорится, что мир родился от соития бога и богини), далее следует "рай" или "золотой век", соответствующий пребыванию младенца в утробе матери.
"В жизни человека был рай (для психоанализа он распространяется на период до рождения или до отнятия от груди) и утрата рая, катастрофа (детские травмы), и каково бы ни было отношение взрослого к этим первоначальным событиям, они имеют определяющее значение для его существования."
/М.Элиаде "Мифы, сны и таинства"/
После "потерянного рая", окончания "золотого века" начинается период, когда мифические герои (иногда это боги, иногда — полубоги, титаны и т.п.) учат людей различным навыкам — это детство человека.
"Другими детьми Эон и Протогона были Свет, Огонь и Пламя. Это они первыми стали тереть друг о друга куски дерева и тем самым зажигать огонь. Позже, когда появилсь смертные люди, они научили их, как все это надо делать."
/Ю.Циркин "Мифы Финикии и Угарита"/
Постепенно люди учатся всему необходимому, и на этом, как правило, мифическая история человечества заканчивается. Дальше уже люди самостоятельно, без помощи богов, изобретают все, что им требуется. Человек стал взрослым.
В ходе самостоятельной жизни люди все больше накапливают "грехи" или "карму" — что означает старение человека, болезни. В конце концов "грехи" или "карма" людей вызывают "конец света" — смерть.
В культурах, которые предполагают переселение души после смерти в другое тело (например, в Индии), считается, что после "конца света" мир снова будет создан, и это повторится еще много раз (или вообще бесконечное количество раз). Напротив, религии, предполагающие, что "конец света" случится один раз и навсегда (например, христианство) — отрицают переселение душ.
Итак, миф есть образец для человека. Это не тот образец, которому специально нужно подражать. "Подражание" получается само собой, если правильно найти свой миф, своего героя. Видимо, количество возможных сценариев человеческой жизни конечно, и еще древние обратили на это внимание.
Пользуясь этими идеями, попробуем истолковать известный всем миф о "падении" Люцифера.
"Семь дней, за которые бог сотворил мир, не имели ничего общего с привычными земными сутками, ведь в начале творения еще не было светил по движению которых мы меряем время. Бог дунул морозом и холодом, и создал небо хрустальное. Затем бог создал столпы недвижимые, а на них камень недвижимый. На камне он создал Землю, а под камнем — Ад. Эти первые дни длились целую вечность.
Страдая от одиночества, бог сотворил духов-ангелов, чтобы те его развлекали. Ангелы усердно исполняли свои обязанности, но со временем они ему, видимо, надоели, и он создал новое существо для более интимного общества — бога-сына, который в будущем явился на Землю в образе Христа. Бог-отец заставляет подчиниться всех своему новому фавориту.
Значительная часть духов была недовольна появлением еще одного господина. В Небесах назрел мятеж. Недовольные обратились за руководством к своему любимцу, архангелу Сатанаилу.
На небесах его звали Люцифером, что значит — "несущий свет", и был он прекраснейшим из божьих ангелов. Но Люцифер не был доволен даже таким завидным положением. Он упивался своим ангельским происхождением, наслаждался сверхъестественными дарами, и бессмертием, однако в конце концов гордость его стала так велика, что он не захотел иметь над собой никаких хозяев, даже бога. Люцифер разделял недовольство ангелов, и он покинул бога, сказав ему: "У меня силы больше, чем у тебя. Я сотворю себе престол на небесах выше твоего, и буду править миром". За ним ушло до трети бывших ангелов, признавших его властелином.
В ставке бога закопошились. Защищать господни интересы призвали самого бравого из оставшихся архангелов, Михаила. Две армии духов сошлись. Мятежников сперва пытались уговорами склонить к покорности, но Люцифер изверг огонь и опалил крылья архангела Михаила, пришедшего к нему вести переговоры.
Сражение стало неизбежным. Михаил бросил свое войско в атаку. Завязалась битва. Мятежники уступали вдвое численностью и вооружением. И еще один сюрприз ждал их... Оказывается, бог пошаманил на досуге и внес изменения в физиологию духов. На его противников обрушились неведомые ранее духам боль и усталость. Каратели, как и прежде бесчувственно переносили удары и не теряли сил, тогда как их противники, получив удар, корчились от боли и неумолимо теряли силы. При этом они все же оставались бессмертными.
Неудивительно, что в этот день войска Люцифера, изрядно потрепанные, вынуждены были отступить. Всю ночь Люцифер провел в поисках выхода из сложившейся ситуации. И решение пришло: Дьявол изобрел пушку. Утром каратели, продрав глаза, капитально отдохнув, собрались было прикончить повстанцев, но испытали на себе действие дьявольского открытия. И хотя они были бессмертны, в рядах карателей возникла свалка, они впали в панику и бежали.
Видя такой оборот, бог вдруг вспомнил, что он всемогущий. Он отправил на войну своего любимчика — бога-сына, снарядив его громом и молнией. Сын божий, обладая этим супероружием, не напрягаясь и не потея, сметает своих врагов и получает триумф победителя за свое "геройство" на радость ангелам.
Восставшие были сброшены с Небес в Ад. Оказавшись в Аду, Люцифер не собирался смиренно отбывать там вечную кару. Он набирается терпения, вдохновляет своих низвергнутых собратьев, разрабатывает дальнейшую стратегию и превращает Ад в свой плацдарм. Он блуждал в дебрях Вселенной, пока не набрел на престол Владыки Хаоса, в котором нашел союзника. Старик открыл Люциферу путь через свои владения к сотворенным мирам. Работящие черти прокладывали по стопам Люцифера мост через Хаос, чтобы быть ближе к арене основных событий. Так Ад перекочевал в недра Земли.
С тех пор Сатана-Люцифер со своими подчиненными сделали со своей обителью все, что могли: исследовали ее огромные пространства, и даже построили собственные памятники-башни. Огонь стал неотъемлемой частью Ада. За столетия ландшафт Ада неоднократно менялся — то топи и болота, то леса и ледники, то озера, то пустыни наполняли его. Но в любом случае присутствовало всепоглощающее пламя."
/Олегерн "Люцифер";
В.Кузнецова "Дуалистические легенды о сотворении мира";
Р.Мазелло "Падшие ангелы и духи Тьмы"/
Итак, главный герой мифа — Люцифер. Для кого он является образцом? Естественно, для сатаниста. В свою очередь, ангелы являются "матрицей" для обычных людей, а бог символизирует власть в человеческом обществе.
Сатанист рождается среди людей и еще с детства (=пребывание Люцифера в раю) выделяется среди людей своими способностями (=самый прекрасный из ангелов). Родители в детстве прочат ему блестящую карьеру в обществе, но сатаниста такая перспектива не устраивает (=не был доволен даже таким завидным положением).
Переломный момент в жизни сатаниста наступает тогда, когда от него требуют уважения к тем, кто такового не достоин (=поклониться Христу). Многим людям тоже это не нравится, (=духи недовольны появлением еще одного господина), но только сатанист решается открыто выступить против (=это и есть восстание Люцифера). По-началу ему кажется, что встать выше общества будет легко (=У меня силы больше, чем у тебя. Я сотворю себе престол на небесах выше твоего).
Общество хочет вернуть сатаниста в свои ряды. Сначала пытается действовать убеждением, "поговорить по-человечески" (=переговоры Михаила), но сатанист проявляет свою сущность нелюдя (=Люцифер извергает огонь, который ангелы не знали).
Тогда общество переходит в наступление, причем действует вопреки своим же разглагольствованиям о добре и совести (=бог изменил физиологию духов). Оказывается, что сатанист недооценил силу общества, и ему приходится на время отступить, не высказывать открыто свои взгляды. Он начинает действовать на общество методами, которыми общество не владеет — магия, практическая психология и т.д. (=Люцифер изобрел пушку). В свою очередь, общество для борьбы с сатанистом прибегает к помощи силовых структур (=громы и молнии).
Общество окончательно изгоняет сатаниста из своих рядов в андеграунд (=в Ад). С точки зрения общества — это наказание (=бог спроваживает в Ад грешников), но для сатаниста это становится естественной средой обитания (=Люцифер превращает Ад в свой плацдарм). Сатанист использует неорганизованность общества (=мост через Хаос) и заставляет с собой считаться (=Ад перекочевал в недра Земли).
Сатанист теперь живет своей жизнью, которой он волен распоряжаться по-своему (=ландшафт Ада неоднократно менялся). Но всегда в его жизни есть то, чего никогда не поймет обычный человек (=огонь, который неизвестен ангелам).
На бога в этом мифе тоже стоит обратить внимание. Он дует морозом и холодом, создает столпы недвижимые и камень недвижимый. Мир, созданный богом, статичен, заморожен. И только Люцифер своим восстанием вносит в мир динамику, изменения, огонь.
И еще один момент: то, что создано богом — не реально. Мы знаем, что небо не хрустальное, а Земля — не камень на столпах. Сравним с Адом, где есть и болота, и леса, и озера, и пустыни. Т.е. бог создал сказку, а Сатана — реальный мир. (Кстати, по легендам гностиков, Ада под землей не существует, а наш мир — это и есть Ад.)
[Milchar]

Комментарии

Нет ни одного комментария