Слово об Ангеле-Чернокнижнике
(история MORBID ANGEL)
--------------------------------------------------------------------------------
"Древние были, есть и будут. До рождения человека пришли Они с тёмных звёзд, незримые и внушающие отвращение, спустились Они на первозданную землю.
Много столетий плодились Они на дне океанов, но затем моря отступили перед сушей, и полчища Их выступили на берег, и тьма воцарилась над землёй…"
(NECRONOMICON)
Помнится, в пору молодости моей бесшабашной, в году эдак 1994, произошло со мной следующее: пришёл ко мне как-то друг детства мой, и принёс кассетку TDK, и было на корешке кассеты той синей шариковой ручкой написано: Morbid Angel "Covenant", и сказал друг мой при этом всего три слова "Послушай. Крутой барабанщик". И вставил я кассетку ту в специально предназначенное для прослушивания устройство….
И началась с того момента моя неразделённая любовь к американцам ("проклятым янки", чтоб их…:) ) из Morbid Angel. И с той самой поры коллектив под названием Morbid Angel является моей любимейшей группой в стиле Death Metal и неизменно входит в мою личную "любимую десятку"… Также надобно заметить, что за все эти годы Morbid Angel НИ РАЗУ не разочаровали, ни своих фэнов, ни меня лично выпуском "лажового" альбома.
Потому - слово моё нынешнее - о них. О посланцах Древних, тех Древних, что живут на страницах древних писаний и на страницах произведений Г. Ф. Лавкрафта (а может - не только?...) О монументальных носителях Тёмной Ярости, волосатых монстрах, классических апологетах "металлического брутализма" и царственных корифеях "дэтового металлизма".
Morbid Angel - одна из немногих ныне существующих групп, сумевших благополучно пережить многочисленные пертурбации внутри Тяжёлого Металла как жанра, кто сумел пережить нашествие Блэк-Легионов из Скандинавии, одна из тех немногих групп, кто остался до конца верен себе, ни на шаг не отступив в сторону от раз и навсегда выбранного курса в угоду различным "модным" нововведениям (кои иные горе-экспериментаторы, не моргнув глазом, называют "развитием"). Однако, нельзя сказать, что сами Morbid Angel не развиваются, но сие развитие у них происходит ВНУТРИ стиля, нисколько не переходя границы классического Old School Brutal Death Metal, с каждым альбомом лишь прибавляя в тяжести (зашкаливающей уже, наверное, за мегатонны) и нехилом профессионализме. Относительно профессионализма: среди Дэт Метал - фэнов ныне бытует следующая поговорка: "Если Дэт-группа вдруг начинает хорошо и ровно играть "вживую", то это либо "фанера", либо - Morbid Angel". Потому вспомним историю этой славной команды, начиная с "древнейших времён" и до наших дней.
В сущности, своей популярностью и своим долгожительством (несмотря на многочисленные изменения состава) Morbid Angel обязаны бессменному лидеру группы - гитаристу Трею Азагтоту и его упорству, граничащему с практически ослиным упрямством.
А начиналось всё в 1984 году, в тогда ещё никому не известном захолустье - городе Тампа, что во Флориде. Основным зачинщиком безобразия под именем Morbid Angel был, понятное дело, Азагтот (этот псевдоним взят им из "Некрономикона" (он же - "Аль-Азиф", "Книга Мёртвых" древних шумеров) литературным переложением которого занимался Лавкрафт). Открываем этот самый "Некрономикон" и читаем: "Из всех Богов и Духов Отвращения не следует призывать Азаг-Тота, ибо Он действительно Безумен. Ставший слепым в Битве, Азаг-Тот есть Владыка Хаоса…". "…Древние обитают по ту сторону Врат, в закоулках между мирами, известными человеку. Они блуждают вне Сферы Земли в вечном ожидании того часа, когда Они вновь смогут вернуться на Землю; ибо Земля познала Их и познает впредь в назначенный час. Повелевает же Древними мерзкий бесформенный Азаг-Тот, и обитают Они вместе с Ним в чёрной пещере в центре бесконечности, где Он жадно вгрызается в бездонный Хаос под сводящий с ума грохот невидимых барабанов, нестройный визг пронзительных флейт (ну, прямо описание музыки Morbid Angel, - прим. Ставр) и неумолчный рёв слепых, лишённых разума богов, что неустанно ковыляют без цели и размахивают руками
Душа Азаг-Тота обитает в Йог-Сотхотхе, и Он подаст знак Древним, когда звёзды укажут время Их прихода; ибо Йог-Сотхотх - это те Врата, через которые вернутся Жители Пустоты." Таково происхождение этого псевдонима… Естественно, что единственной мыслью человека, избравшего себе такой псевдоним, было исполнять настолько брутальную музыку, насколько это вообще возможно (что бы даже Древние ужаснулись). Соучастниками Азагтота явились Даллас Ворд (бас) и Майк Браунинг (барабаны, вокал). Дабы усилить звуковое воздействие на своих потенциальных слушателей, было решено взять второго гитариста, коим и стал некий Ричард Брунелли. Начинаются многочисленные репетиции и работа над материалом. Нельзя сказать, что та музыка, кою начали ваять Morbid Angel, сильно отличалась какой-либо оригинальностью или новаторством, ибо, по сути, это был заурядный Трэш, возможно лишь более грубый, но в конечном итоге, абсолютно ничем не выделяющийся среди тысяч других подобных команд из США. Среди множества творений этого периода истории группы выделяются две вещи: "Maze Of Torment" и "Morbid Angel" (позднее переименованная в "Immortal Rites" и с частично изменённым текстом). И та, и другая вещь попали на первый официальный альбом группы, выпущенный на Earache, но об этом - позднее. Вероятно, от безысходности и из-за явственного чувства тотальной бесполезности собственного существования, в Morbid Angel уже через год начались разногласия, результатом которых явился откол от состава Далласа Ворда. Однако, Флорида тех лет, вероятно, просто кишела "металлическими" музыкантами, потому замена была найдена довольно быстро, и имя этой замене было - Джонни Ортега. С этим персонажем группа продолжила работу над созданием собственного материала. 1986 год в истории Morbid Angel был ознаменован сначала записью четырёхпесенной демо-ленты, а затем совместным походом в студию, где и был записан первый полноценный альбом - "Abomination Of Desolation". Однако, время, в какой то мере, было упущено, и коллеги Morbid Angel по цеху уже ушли далеко вперёд (как гласят легенды, Азагтот услышал демо-записи Napalm Death и Terrorizer, по сравнению с которыми его собственная группа выглядела "попсой" и решил не позориться). Потому альбом этот в те времена так и не вышел. Сразу после этого Ортега ушёл "на вольные хлеба", хотя Азагтот позже сказал, что он его попросту выгнал. Верится в это, однако, с трудом… На его место был взят Стерлинг Фон Скарборун из некоей группы Incubus (тот ли это Incubus, коий был неплохо известен в середине 80-х; начале 90-х, я, честно говоря, не знаю). Однако и он долго не задержался в составе (вот ведь народ, всё им неймётся! - Ставр). И сразу после этого произошла настоящая катастрофа (как тогда, наверное, подумали Morbid Angel) - ушёл Майк Браунинг, барабанщик и вокалист в одном лице! Браунинг влился в состав только что организованного коллектива под названием Nocturnus, где вскоре и стал единственным и непререкаемым лидером.
Немного отвлекаясь от темы скажем, что Nocturnus выпустили в начале девяностых два замечательных альбома: "The Key" ("Ключ") 1991 и "Thresholds" ("Пороги") 1992, представляющие собой грубый Дэт Трэш с довольно сложной структурой композиций и "Тёмной" лирикой. Плюс к этому, Nocturnus были первой в истории Металла группой, исполняющей Дэт с клавишными. За что и были зачислены рядом музыкальных критиков в ряды "классики Техно Дэта", наряду с такими коллективами, как Atheist, Cynic и Sadist (им. ввиду именно ранние альбомы последних, а не "полупопс" "Lego" (99)). В 1998 Nocturnus был реформирован, но уже без Браунинга. Выпустив в 1999 году абсолютно безликий альбом "Ethereal Tomb", коллектив вновь ушел в небытие, и дальнейшая его судьба мне не известна…
Однако вернёмся к главным героям сего писания. В том же 1986 году Брунелли и Азагтот находят нового ударника по имени Вэйн Хартселл и знакомятся с владельцем небольшой звукозаписывающей фирмы "Goreque Rec." - Дэйвом Винсентом, коему зело понравился материал группы и коий загорелся идеей выпустить на своей фирме хотя бы какой-нибудь завалящий миньон Morbid Angel. Однако, подходящих басиста и "рычальщика" на горизонте так и не было, потому Винсент решил петь и играть сам. На том и порешили. Продолжились репетиции, и в 1987 году обновлённый Morbid Angel обнародовал своё первое официальное демо на фирме Винсента - "Thy Kingdom Come", кое затем разошлось в "брутальном" андерграунде. После этого группу покидает Вэйн Хартселл, и на его место приходит полулегендарная, можно сказать, личность - Пит Сэндовел из Terrorizer. Сей персонаж в дальнейшем станет одной из главных "достопримечательностей" Morbid Angel а также неким "эталоном", "барабанным идолом", к коему будут стремится практически все "брутальные" барабанщики. Однако, об этом - позже. Через некоторое время на связь с Morbid Angel вышли участники тогда уже имеющей культовый статус группы Napalm Death. Являясь главным козырем молодой тогда ещё (хотя и активно расширяющейся) "брутальной" звукозаписывающей конторы "Earache", "напалмщики" водили дружбу с главой этой фирмы - Дигби Пирсоном. Вот к нему-то и было присоветовано обратится "морбид энджелам" на предмет заключения контракта. Надо сказать, что Дигби и "Earache" в целом тогда ещё не были тем, чем они являются сейчас. Плёнка с "Thy Kingdom Come" Дигби понравилась, после чего был заключен контракт о дальнейшем плодотворном сотрудничестве. Здесь сделаем небольшое отступление и скажем, что Пит Сэндовел и Дэйв Винсент примерно в это самое время параллельно с Morbid Angel участвовали в записи альбома "World Downfall" старой группы Сэндовела Terrorizer, также подписанной на "Earache".
Итак, первый продукт совместной работы Morbid Angel и "Earache" выходит в 1989 году, и это всё тот же мини-альбом "Thy Kingdom Come". Надо сказать, что отзывы на сие творение в Метал-прессе были попросту ужасны. Были среди них и такие: "Похоже на компанию бывших роуди, решивших сформировать группу и играть музыку. Мне совершенно не нравится, и нет никакого желания слушать альбом целиком", или вот это: "Нет никаких сил и нервов поддерживать группы типа Morbid Angel. Тот, кто это делает, должен немедленно прекратить этим заниматься". Однако фэнам различной "брутальщины" новая группа пришлась по душе, и в том же 89 году Morbid Angel выпускают свой первый официальный полноформатный альбом "Altars Of Madness" ("Алтари Безумия"). И об этом творении надобно сказать подробнее, ибо если Possessed заложили сами ОСНОВЫ Прото-Дэт Метала, то этот альбом Morbid Angel, наряду с "Slowly We Rot" Obituary и "Leprosy" Death явился, не больше не меньше, краеугольным камнем, "верстовым столбом", если угодно, в истории развития и становления Дэт Метала. Иначе говоря, Дэт Метал в лице всех трёх вышеперечисленных команд обрёл своё логическое продолжение, а также более или менее законченные формы. (Подобно тому, как в Блэк Метале Darkthrone, Mayhem и Burzum продолжили и развили линию, начатую "праотцами" стиля -Venom и Bathory). Остаётся также добавить, что ныне все три вышеперечисленные группы (Death, Morbid Angel и Obituary) являются бесспорной классикой в указанном стиле. Некоторые критики даже говорили, что альбомом "Altars Of Madness" Morbid Angel совершили Революцию в Дэт Метал. Однако лично я считаю такое суждение не совсем оправданным, ибо хоть убей - не понимаю, чего там в этом альбоме такого "революционного"? Хороший альбом хорошей группы…
Конечно, прослушивая "Altars Of Madness" в настоящее время, нельзя не заметить некоторой наивности, присущей музыке Morbid Angel того периода. Но, Ящер вас разбери, это же 1989 год! Ещё вовсю грохотал, хотя и ржавеющим уже, железом Трэш, а такие группы, как, к примеру, германский Sodom или штатовский Slayer были в самом зените своей славы! Однако, по порядку: большею частью материал на этом альбоме представляют собой довольно скоростные и прямолинейные вещи (талант барабанщика раскрылся уже здесь) в которых, однако, ещё явственно чувствуется влияние Металла старой школы (к примеру, совершенно "НЕ дэтовая" мелодика в ряде песен - особенно выделяется в этом плане третья вещь - "Visions From The Dark Side", шибко напоминающая своим построением одновременно Judas Priest и старый Slayer). Ещё один немаловажный штрих в музыкальной палитре "Altars Of Madness" - использование фоновых клавишных (странно, почему об этом факте не написано ни в одной из мною прочитанных рецензий на сей альбом), кои дополнительно "сгущают краски".
"Режьте меня, пустите мне кровь...
Боль тысячелетий...
Вижу, закончен путь.
Иду в иной мир,
Время встречать
Богов... всех наших повелителей.
Я не страшусь встретится с ними...
Испытания рабством... но в самом конце
Не будут властны они надо мной…"
"Visions From The Dark Side"
Хочется сказать, что в плане лирики этот альбом представляет собой прямолинейную апелляцию к всевозможным "Силам Тьмы", начиная с обычного (тривиальнейшего, уже можно сказать) Сатаны и заканчивая столь любимыми группой Morbid Angel Богами шумеров, сведения о коих Азагтот и Ко почерпывают из небезызвестного "NECRONOMICON", с приведением целых цитат оттуда:
Я вызываю Бога Пазузу,
Я вызываю Бога чумы,
Я - из тех, кто потерян
Потомков семени ужаса.
Разойдись по вздыбленной земле,
Восславь разрывающееся небо,
Разнеси болезни везде,
Души их немощные поглоти
Ia iak sakkakh ia sakkakth Ia shaxul
Ia kingu ia cthulhu ia azbul Ia azabua
"Lord Of All Fevers And Plague"
Этот альбом практически мгновенно принёс группе столь долгожданное признание, причём - как со стороны фэнов, так и со стороны муз. критиков. Суммарный тираж на тот момент составил 35000 экземпляров. В ряде ведущих "металлических" изданий тех лет "Altars Of Madness" получил титул "Альбом Месяца".
В том же 1989 году, на волне такого успеха, Morbid Angel отправляются в турне, озаглавленное "Grind Crushers", в котором помимо них участвовали другие, наиболее значимые команды с "Earache", а именно: Napalm Death - в качестве основной группы, милитаристы из Bolt Thrower и мясники - паталогоанатомы из Carcass. В процессе тура Morbid Angel показали себя довольно неплохой (учитывая возраст и опыт) концертной командой. "Гвоздь" выступления - Азагтот разрезает себе одну из верхних конечностей, и продолжает играть. К концу выступления обычно белая гитара Азагтота становится красной… Конечно, ныне читая об этом, невозможно сдержать улыбку (особенно после мазохистских выходок некоторых "тру-блэкстеров"), но тогда это, вероятно, считалось действительно чем-то "из ряда вон выходящим".
Сразу после тура группа засела за создание нового материала, и в 1991 году выходит второй официальный полноформатник Morbid Angel. И имя ему - "Blessed Are The Sick" ("Блажен, кто болен"). Если предыдущий диск был быстрым, прямолинейным и без особых "хитростей", то "Blessed Are The Sick" - полнейшая ему противоположность. Конечно, этот материал ещё нельзя назвать Техно-Дэтом, но нечто очень близкое этому стилю тут присутствует, причём в огромных количествах. А именно - частые разрывы ритмического рисунка, многочисленные смены тем, какофонично звучащие соло, записанные в ряде мест на несколько параллельно звучащих дорожек, а также многочисленные барабанные брейки и сбивки. При всём при этом - звук выведен просто потрясающе (что для Дэт группы - не такое уж и частое явление), и каждый отдельный инструмент отчётливо слышен. В целом "Blessed Are The Sick" получился несколько медленнее (но отнюдь не менее брутальнее) своего предшественника, что послужило поводом для некоторого количества обвинений в "опопсении" (что УЖЕ звучит абсурдно). Честно говоря, я сам при первом прослушивании был в некотором затруднении относительно того, как, собственно, классифицировать этот альбом - как "дрова" или как "Шедевр"? Однако при последующих прослушиваниях сомнения полностью улетучились, и этот диск (точнее, в то время ещё кассета) занял своё достойное место в моём магнитофоне на ближайшие несколько месяцев. В принципе, причиной "медленному" восприятию служит как раз усложнённая структура композиций, а также появление одной действительно целиком медленной вещи - "Blessed Are The Sick/Leading The Rats" (Блажен, кто болен/увлекая крыс"), коя, как ни странно, и является одной из лучших вещей альбома:
"Хавахей, рожденный,
Чтоб служить мне,
Что будет мучиться и страдать...
На долгие годы плененное
Семя мое
Теперь свободно!!!
Воля твоя? Ну что же, Создатель,
Ни одна воля не затмит
Мою боль... бесконечную,
Желанную боль...
Мир боли,
Мы благословлены вкусить
Эту грешную жизнь…"
"Blessed Are The Sick/Leading The Rats"
Ежели быть более точным, то материал, представленный на "Blessed Are The Sick", является новым ровно на 50%. Остальная часть - старые заново записанные вещи. Среди них - "Thy Kingdom Come" с дебютного мини альбома:
"Не упокоившиеся души под землей,
Сквозь призрачные ветры слышу я звук
Стенаний на древних языках
Извечная жажда мести
Из забытых могил трупы встают
Ярость и ненависть в их глазницах
Мрачное буйство, жажда убийства
И праздника на одре святом…"
"Thy Kingdom Come"
Далее следует самая "разудалая" и "залихватская" композиция этого альбома: "Unholy Blasphemies", с абсолютно НЕ-дэтовой мелодикой. Эта и следующая за ней "Abominations" в плане текстов вновь представляют собой вариации на тему "Некрономикона":
"Восстань из врат, Иак-Саккатх,
Из глубин занебесных
Царство злых богов
Несущих боль...
Пожирающих разум (…)
Упыри, поклоняющиеся смерти бога
Разрушают церковь Иеговы
Блюют на крест
И сжигают лживую книгу
Йог-Сотхотх, Зло!
Явись, отведай крови!
Внутренности новорожденного
Развешаны на развороченном кресте…"
"Unholy Blasphemies"
"Давшие волю Хаосу и Смерти,
Пробудившие бесконечную боль
Поют слова пустоты
Формулы смерти
Позовите цариц Ада
И богов мертвых
Море Абсу накатывает свои волны
Воскреший дух Нар-Марратукха!!!
(…)Вставайте, о, силы моря!
Во имя Абсу я взываю!
Идите и несите мое проклятие
Тем, кто вызывает во мне отвращение
Пусть они сгорят в моем котле
Словно расплавленный воск…"
"Abominations"
И, наконец, последняя композиция на этом альбоме (точнее, последняя, в которой есть слова) - гимн Древним ("Ancient Ones"):
"Под замком, глубоко под Вратами
Заблудшее меж звезд
Царство Древних
Зловещих
Светоборцев,
Сила черного неба,
Ненавистное отродье "Мы ущелье в глубинах"
Выходите, Древние, Тиамат Кхтулху!!!
Вставайте, приветствуйте проклятых гневом своим!"
"Ancient Ones"
Завершает "Blessed Are The Sick" полутороминутная "In Remembrance" ("В память"), сыгранная Азагтотом на синтезаторе.
Резюмируя вышенаписанное, хочу сказать, что единственный минус этого альбома - откровенно скудное количество собственно НОВОГО материала. В дополнение к выходу основного альбома, для заядлых коллекционеров и наиболее преданных фэнов был выпущен сингл с "Thy Kingdom Come" в количестве 666 копий.
Буквально сразу после выхода альбома группа вновь отправилась в турне. На это раз партнёрами Morbid Angel по сцене были, в разное время, Cathedral, Sadus, Entombed и Unleashed. Апогеем этого тура, да и всего первого этапа карьеры Morbid Angel было выступление в лондонском театре "Астория".
В следующем, 1992 году, произошли сразу два важных события в жизни Morbid Angel. Первое - это выпуск "древнего" альбома "Abominations Of Desolation", что по сути можно назвать скорее инициативой "Earache", решившей на волне популярности Morbid Angel наварить дополнительной злотой кашки в своих карманах, нежели чем самой группы. Ибо альбом этот вышел в его, так сказать, "первозданном" виде, ни одна нота не была заново перезаписана. Morbid Angel по этому поводу в то время даже несколько переживали, ибо сей факт мог бросить тень на группу. Однако всё прошло успешно.
И второе событие - появление журнала под названием "Morbidomaniac", специально посвящённого Morbid Angel, выпуском коего занялись поклонники группы. После этого в стане группы началось некоторое затишье (и "почивание на лаврах" одновременно).
Новый и, безусловно, самый лучший альбом увидел свет в 1993 году. Надо сказать, что Дэт Метал как раз в это время переживал необычайный подъём, тысячи альбомов тысяч групп заполонили прилавки музыкальных магазинов. В такой массе однородной, по сути, продукции действительно легко было затеряться не только новичку, но и таким мастерам, как Morbid Angel. Потому именно этот альбом был переломным и наиболее важным в карьере группы. Именно от этого альбома зависела, не побоюсь этого слова, судьба Morbid Angel. Потому музыканты подошли к записи со всей ответственностью. Плюс ко всему, по неизвестным причинам, группу покинул Брунелли. Времени для поиска замены не было, потому Азагтот решил прописывать все гитары один (плюс - клавишные). Продюсером этого куска брутальщины выступил никто иной, как Флемминг Расмуссен, полулегендарная личность, записывавшая трэшевый шедевр группы Metallica 86 года "Master Of Puppets" (следует сказать, что Metallica в период с 83 по 88 г.г. была самой настоящей металлической группой, слушать альбомы которой абсолютно не считалось зазорным никому из уважающих себя металлистов. И тем обиднее ныне наблюдать то жалкое зрелище, тот популярный гранжевый ВИА, в который превратилась эта группа - Ставр).
Итак, друзья мои, альбом группы Morbid Angel образца 1993 года "Covenant". Эталонный образец брутального Дэт Метал, безапелляционная классика жанра. Монументальная железобетонная глыба, где тщательно обтёсана и отшлифована каждая грань. Несмотря на количественное уменьшение состава (а альбом писался в формате трио, о чём уже говорилось выше) звук вышел во много раз плотнее, нежели на предыдущем диске. Также надо отметить НАМНОГО более низкий строй гитар, что добавляет "брутализма" каждой песне. Плюс к этому "пулемётный" темп барабанов со сверхскоростными брэйками (фэны прозвали Пита Сэндовела "Восьмируким Питом" за такую манеру игры.), "извращенческие" соло, при прослушивании которых создаётся впечатление, что кто-то высасывает тебе мозги через уши (бесспорно, Азагтот - один из самых талантливых и оригинальных гитаристов в Дэт Метал) и обилие разнообразных смен ритма - и мы получаем альбом, за который Morbid Angel практически единогласно (и критиками, и фэнами) удостоились негласного титула Королей Дэт Метал (коими, в сущности, и являются по сей день).
Ежели более подробно - песни этого альбома делятся на быстрые и ОЧЕНЬ быстрые (исключением является последняя вещь "God Of Emptiness", и предваряющая её синтезаторная интродукция "Nar Mattaru"). Первая композиция альбома - "Rapture" ("Экстаз"), является одновременно и одной из самых лучших на этом альбоме: всеразрушающий Тёмный Смерч, Мощь Древних, непостижимым образом вырвавшаяся из тёмных подземных лабиринтов полуразрушенных зиккуратов Шумера. Утробный гроулинг Дэйва Винсента доносит до сознания слушателя следующие слова:
"Поднимите меня из мёртвых
Моё желание будет вашим желаньем
Моя воля будет вашей волей
Мои уста говорят ваши слова
Ваши боли вознесут меня к счастью…
Презренье земли, я - свидетель
В экстазе я снова рождён
Презрение света, презрен я
В экстазе я перерождён…"
"Rapture"
Наращивая темп, альбом переходит в настоящее дэтовое "мочилово" - "Pain Divine" ("Божественная боль") с "гудящими" гитарными рифами (типичными, впрочем, для Дэт Метал).
"Уличённый в пороке
Отданный садистским богам
Гвозди - сквозь мои грёзы
Кровотечение - боль - это награда богу…"
"Pain Divine"
Следующая вещь "World Of Shit (The Promised Land)" ["Мир дерьма (Обещанная земля)"] является более медленной композицией с ярко выраженной мрачнейшей гитарной мелодикой, переходящая, в конце концов, опять таки в бластбитовую долбёжку, столь любимую этой группой. Типичны для Morbid Angel последующие композиции - "Vengeance is Mine" ("Месть - это Я") и "Lions Den" ("Логово львов") с "рваными" соло-партиями и прочими обязательными атрибутами музыки группы. И поистине великолепна своей техничностью (и, естественно, скоростью) шестая по порядку композиция - "Blood On My Hands" ("Кровь на моих руках").
"Смерть в моём видении
Я слеп, но буду служить
Я вызову бога войны
Час падения мира…"
"Blood On My Hands"
"Angel Of Disease" ("Ангел болезни") своим "весёлым" ритмом лично мне напомнил, почему-то, небезызвестную "трэш - могильно - угарную" отечественную команду Коррозия Металла (мда, уж что-что, но этот кал точно не напоминает, заведомо - наоборот, - прим. Draggash). В плане лирики - вновь Шумер. За сим следует среднетемповая "Sworn To The Black" ("Присяга Черноте") и синтезаторная "Nar Mattaru".
И завершает сей шедевр медленная и мрачная вещь "God Of Emptiness" - антидогматическая проповедь, тёмный наговор, проклятье и песнь поношения в одном лице, состоящая как бы из двух частей - 1."Обвинитель" и 2."Искуситель". Эта композиция является продолжением традиции, начатой вещью "Blessed Are The Sick/Leading The Rats" с предыдущего альбома. Характерно, что именно на эти две композиции с этих двух альбомов были сняты клипы (кстати говоря, довольно часто бывает, что у "быстрой" группы лучшая вещь - медленная). Тяжелейшая композиция с ломаным ритмом (со скоростью похоронного марша), "обречённо" звучащими гитарами, мощным рычанием Винсента (мы имеем возможность даже услышать пение "чистым" голосом в самом конце песни) - несомненно, это одна из самых ярких композиций, когда-либо записанных Morbid Angel.
К слову, по итогам 1993 года этот диск был признан одним из лучших экстремальных альбомов. Описывая "Covenant" хочется добавить, что этот альбом настоятельно рекомендуется к прослушиванию личностям, полагающим, что Дэт Метал - это нечто "чилдрен оф бодомское" или попсово-"инфлэймовское".
И именно период "Covenant" является временем наибольшего подъёма творческой карьеры Morbid Angel - нехилые объёмы продаж (к настоящему времени исчисляемые количеством около миллиона экземпляров), превосходные отзывы в прессе по всему миру, безмерный восторг фэнов, турне с "разогревом" в лице Dismember и Grave, для коего на роль второго гитариста был приглашён Эрик Рутан из Ripping Corpse. В общем, Morbid Angel сами поставили себе такую высокую планку, и потому рисковали в будущем высоты сей попросту не осилить…
В качестве дополнения скажем, что в 1994 году не без активной помощи Дэйва Винсента, "неровно дышащего" на всевозможную "синтетическую" музыку, выходит альбом "Laybach Re-Mixes" заядлых "электронщиков" Laybach, на коем присутствуют две вещи с "Covenant".
Новый альбом Morbid Angel выходит спустя два года, в 1995 году. В составе уже вполне официально значится Эрик Рутан как второй гитарист и клавишник. "Domination" ("Господство"), а именно так называется четвёртый официальный альбом был записан с Биллом Кеннеди в качестве продюсера в легендарной для Дэт Метал студии "Морриссаунд", услугами коей Morbid Angel уже не раз пользовались в прошлом.
"Domination", на мой взгляд, является наиболее спорным альбомом в дискографии Morbid Angel, даже не смотря на то, что слушается он во много раз тяжелее, чем даже предыдущий"Covenant". Большая часть композиций - классический высокоскоростной Brutal Death со всеми приличествующими стилю атрибутами - гроулинг, бластбиты и т. д. Остальное время заполнено среднетемповыми тягучими композициями с явственно слышимым использованием электроники, плюс целиком электронные мрачные инструменталки, из-за чего "Domination" местами слушается "затянуто" (чего о предыдущих альбомах никак нельзя было сказать). Однако плюсов, объективно, на этом диске всё-таки больше, нежели недостатков. Это и увеличившаяся "брутальность" (о чём уже упоминалось), и превосходные соло, столь нетипичные для Дэт Метал, и используемый местами "чистый" вокал, и много более мрачная общая атмосфера альбома (прослушайте хотя бы заключительную "Hatework"). О таких вещах, как работа "Восьмирукого Пита" даже упоминать не стоит - кто слышал хоть раз Morbid Angel, тот и сам всё знает. Часть материала принадлежит Эрику Рутану и вероятно, этим объясняется общий экспериментаторский дух "Domination". Надо сказать, что этот альбом также был весьма восторженно воспринят и критиками, и фэнами (возможно, что и по инерции от "Covenant").
В процессе последовавшего следом тура в поддержку "Domination" случилась самая настоящая катастрофа (уже вторая подобного рода, после ухода Браунинга) - ушло "лицо и голос группы" Дэйв Винсент, являвшийся, без преувеличения, одной из "визитных карточек" Morbid Angel, а также одним из лучших Дэт - вокалистов вообще. Причина сего - пресловутые "творческие разногласия" на почве того, что Винсент, как говорится среди музыкантов, "словил звезду" (по научному - оказался инфицированным вирусом "звёздной болезни"). По непонятным причинам вдруг возомнив, что "Morbid Angel - это ОН!" Винсент начал активно вторгаться во все сферы деятельности группы, что и привело к разрыву между ним и остальным составом Morbid Angel. Оказавшись "на воле", Винсент присоединился к индустриальному проекту Genitortures, образованному его женой Джени.
Многие сочли это событие концом группы. Вероятно, и люди на "Earache" считали также, потому и поспешили выпустить в следующем, 1996 году концертный альбом "Entangled In Chaos". Пару слов о нём: альбом состоит из одиннадцати вещей разных лет в "живом" исполнении, хорошо сыгранных (на то он, собственно, и Morbid Angel) и неплохо записанных. Однако, явный минус этого (да и любого другого подобного рода) "концертника" в том, что он представляет собой не полностью выступление группы, а "нарезку" из отдельных песен.
После этого начались довольно серьёзные проблемы между Morbid Angel и "Earache", опять-таки, на почве ухода Винсента. Вслед за Винсентом уходит Рутан. Потому вполне естественно, что ни один здравомыслящий индивидуум не осмелился бы предположить, что после этого Morbid Angel смогут нормально функционировать. По всем (и моим лично) прикидкам они должны были бы благополучно сдохнуть, но…
…как-то году эдак в 1998, в субботний день прогуливаясь по аллее парка близ ДК им. Горбунова и разглядывая прилавки со всякой всячиной , я заслышал некие ЗВУКИ, доносящиеся со стороны одного из лотков с аудиопродукцией. Спутать услышанное с чем-либо другим было попросту невозможно, и я споткнулся, облившись пивом и чуть не свалив ближайший лоток с журналами. Сердце радостно затрепетало, а в голову пришли сразу две мысли: 1) Morbid Angel выпустили новый альбом; 2) в Morbid Angel вернулся Винсент.
Дрожащими от нетерпения руками я протянул продавцу положенную сумму денег, и резво продвигаясь к станции метро "Багратионовская", принялся разглядывать вкладыш к кассете (о том, чтобы дождаться, когда новый альбом Morbid Angel "пропиратят" в формате CD, не говоря уж о появлении на необъятных просторах Руси "родных" дисков с этим творением, не могло быть и речи!). Как гласила информация на чёрно-белой отксерокопированной вкладке, альбом "Formulas Fatal To The Flesh" был записан составом в количестве трёх человек. Роль вокалиста и бас-гитариста исполнял некий Стив Такер (бывший участник проекта под названием Ceremony). Остальное, включая выпускающий лэйбл ("Earache"), осталось неизменным.
Нельзя сказать, что до того времени не было совсем никаких известий о Morbid Angel. Время от времени в "металлической" прессе, конечно же, проходила та или иная информация о Королях. В частности, было известно, что на роль басиста и вокалиста предполагался небезызвестный Джефф Уокер из Carcass, являющихся в недалёком прошлом коллегами по фирме и ближайшими конкурентами Morbid Angel по жанру. Однако, это предложение по ряду причин впоследствии им было отклонено. Пару раз в прессе появлялся Азагтот самолично, и обещал триумфальное возвращение с новым альбомом (и новым вокалистом).
Также стоит заметить, что к 1998 году Дэт Метал окончательно "загнулся". Дэтовые коллективы частью распались, частью "скурвились" (как тот же Carcass, уже в 1995 году выпустивший альбом "Swansong" ("Лебединая песнь"), представляющий из себя почти что Хард Рок (!), коий и стал для этой прекрасной, в прошлом, группы настоящей "лебединой песнью" во всех смыслах). Из тысяч дэтовых команд прошлых лет "на плаву" оказались единицы. А точнее, по большему счёту, всего три: Deicide, Cannibal Corpse, и, естественно, Morbid Angel (и, как мыслю я, так будет всегда, ибо всевозможные посредственности всегда обречены на скорейшее забвение, память - удел достойнейших; - Ставр). Потому ну никак нельзя было Morbid Angel с новым альбомом "облажаться", тем более, что Cannibal Corpse примерно в это же время выпустили мощнейший диск - "Gallery Of Suicide" (хотя мне лично сравнения Morbid Angel с Cannibal Corpse абсолютно не кажутся оправданными, ибо, как ни крути, а Cannibal Corpse пусть талантливые, а всё-таки последователи).
Альбом "Formulas Fatal To The Flesh" ("Формулы разрушения плоти") представляет собой Техно Поп с многочисленными элементами Соул и Рэпа и женским вокалом… ШУТКА! Это Дэт. Даже не Дэт, а ДЭТ! Скоростной, брутальнейший, техничный Дэт в исполнении Королей оного. И, по старой доброй традиции Morbid Angel, этот альбом оказался значительно "тяжелее" и "безбашеннее" предыдущего. Многочисленные эксперименты Азагтота над собственной гитарой (и ушами слушателей: "У Morbid Angel есть гитарист-новатор Трей Азагтот, игру которого переносить куда труднее, чем скрип перепиливаемых струн или свист падающих бомб" - Нью-Йорк Таймс), барабаны Сэндовела, вокал Такера, практически ничем (включая даже внешний вид самого музыканта) не отличающийся от Винсента, мрачнейшая лирика - не было никаких сомнений, что с этим альбомом Morbid Angel громко (я бы сказал, что ОЧЕНЬ громко) и достойно заявят миру о своём возвращении. Присутствует и новшество - в ряде мест используется "блэковый" [screem] вокал на подпевках, а одна песня полностью исполнена оным ("Invocation Of The Continual One"). Это, как оказалось, внезапно запел Азагтот. Весь материал "Formulas Fatal To The Flesh" также полностью написан и спродюссирован им (с небольшим участием Сэндовела в качестве соавтора). Тексты большей частью представляют собой вариации на излюбленную тему Азагтота - Древние Боги Шумера, вплоть до цитирования целых отрывков из "Некрономикона". Потому приводить их не буду - кто "Некрономикон" читал, и так всё поймёт. Резюмируя: "Formulas Fatal To The Flesh" - достойнейший диск, не разочарующий ни одного поклонника Brutal Death Metal, да и просто любителя хорошей музыки. К основному альбому, вернее, к первым 5000 его копий, также полагался бонус-диск (для особо маниакальных личностей) под названием "Love Of Lava", содержащий все 40 больных и безбашенных соло, исполненных Азагтотом на "Formulas…".
Тогда же в ряде "металлических" изданий появились обширные интервью с Азагтотом, где он достаточно подробно давал комментарии к новому творению, а также предавался общим философским размышлениям "за жизнь". Для большей полноты картины считаю необходимым привести некоторые выдержки из этих интервью:
--------------------------------------------------------------------------------
"Большинство людей нуждаются в стабильности, и они полагают, что главное в этой жизни - это определенный социальный статус или, другими словами - положение в обществе. Но с другой стороны, каким образом общество может устанавливать те или иные стандарты? По этому поводу можно сказать, что общество делится на людей, которые сознательно позволяют себя обманывать и боятся реализовать свои творческие способности, при этом с неприязнью глядя на тех, кто стремится разорвать сдерживающие их оковы и подняться выше мнения окружающих обывателей. Людей другого типа не устраивает тот образ жизни, который сознательно навязывается нам различными общественными структурами. Такие личности вправе ожидать одобрения и восхищения со стороны общества за свою "непохожесть на других", но в реальности они сталкиваются лишь с непониманием и неодобрением, поскольку их мировоззрение бросает смертельный вызов обыденным взглядам обычных людей. Еще бы, ведь тем самым они показывают, что так называемые "стабильность" и "положение в обществе" представляют собой ни что иное, как самообман и желание действовать по указке других людей или классов, которые сознательно стремятся навязать им свои идеалы и ценности. Другими словами, обществу, окутанному тенями и призрачными идеалами во имя самого общества, свободно мыслящая личность представляется как опасный и смертельный враг."
"Ложь, о которой я говорю, также относится и ко многим христианским и другим религиозным общинам, причем речь идет не только о христианстве: религия вообще постепенно утрачивает свою духовность и утопает в раздорах и непонимании, что приводит нас к сознанию того, что постижение истины возможно и другим путями, например - путем индивидуального восприятия".
- Трей Азагтот -
- Что ты можешь сказать по поводу Стива Такера, который недавно вошел в состав вашей группы, а до этого был участником малоизвестной группы CEREMONY? Как ты считаешь, подходит ли он вам?
- "Мне нравится Стив, он хороший музыканнт и кроме того, не жалеет себя в работе, всегда стремится сделать что-либо еще лучше. То есть, по-моему, это тот самый тип людей, которые пытаются выжать максимум из своих возможностей, кроме того, в нем много энергии и самоотдачи".
- А как Стива восприняли ваши фэны?
- "Девяносто процентов наших поклонниковв считают, что мы сделали отличный выбор".
- А почему Дэвид Винсент покинул вашу группу? Поддерживаете ли вы с ним сейчас какие-либо отношения?
- "Мы расстались с Дэвидом, потому что оон отклонился от той философии, которую проповедует MORBID ANGEL. Его позиция не совпадала с нашими взглядами, а наша - не подходила для него. Поэтому его идеи никак не могли быть нашими идеями, они были безжизненны с нашей точки зрения. Дэвид просто стал заниматься другими проблемами. Это, конечно, не сделало нас врагами, мы по-прежнему в дружеских отношениях и я очень рад за него и группу, в которой он теперь играет - GENITORTURES. Возможно, это то, чем он хотел заниматься, а мы в свою очередь пригласили нового вокалиста и тем самым усилили наш состав".
- Но признайся, что уход Винсента был для вас серьезным испытанием...
- "Не для меня. Мне важно, чтобы я мог ссоздавать свою собственную веру, свои собственные правила и концепции. Все это я делаю для себя и ни для кого больше. И мне не важно, кто идет со мной рядом: Винсент или кто-то другой".
- Так тебе, значит, совершенно безразлично, кто с тобой играет?
- "Ну, ха-ха, я нашел вокалиста , которыый, по моему мнению, мог великолепно представить группу. К тому же, он очень здорово играет на бас-гитаре и вообще является очень приятным человеком. Более того, все песни на альбоме написал я, так что мне просто был нужен их исполнитель".
- Если бы у тебя была возможность встретиться с руководством MTV, что бы ты хотел им сказать по поводу отмены трансляции Headbangers Ball, одной из немногих программ, передающих death-метал?
- "Я бы посоветовал им научиться мыслитьь более широко, а также понять, что немного разнообразия не повредит имиджу их компании и программам, которые они предлагают своим зрителям, поскольку число поклонников death metal среди тех, кто смотрит MTV, достаточно велико, а такие группы, как MORBID ANGEL в свете выдвигаемой нами концепции и идей гораздо более актуальны, чем какой-то там hip hop, rap и прочие направления... Так что я считаю, что эти люди должны уступить нам дорогу! Мне даже иногда кажется, что руководству MTV попросту наплевать на своих зрителей, то есть MTV совсем не интересует содержание того, что они "крутят", все что им нужно - это деньги. Так что деньги - это тот идол, которому они поклоняются, и когда они прекратят свое существование, то они просто превратятся в ничто, от них не останется ни следа, потому что они попросту продались за деньги, они думают, что способны управлять и действовать, а на самом деле они всего лишь жалкие марионетки. Я считаю, что раз они занимаются такой деятельностью и сознательно распространяют ложь и чернуху, исходя из своих корыстных побуждений, то с такими людьми вообще не стоит иметь дело".
--------------------------------------------------------------------------------
Стоит заметить, что наряду с подавляющим большинством хвалебных рецензий на "Formulas Fatal To The Flesh", несколько изданий не преминули упрекнуть Morbid Angel в "самоподражании". Зело напоминает, де, этот альбом работу 93 года ("Covenant"). Оставим это на совести (а также - на профессионализме) самих рецензентов. Тем более, что, ежели кто желает разобраться в этом лично, всегда может прослушать два этих альбома и сравнить их.
Как водится, вслед за выпуском альбома последовали многочисленные концертные выступления (за последующие 16 месяцев было дано, в общей сложности, 174 концерта), в процессе которых в группу вновь вернулся Эрик Рутан.
Не нужно быть волхвом-прорицателем, чтобы предсказать, что следующий альбом будет называться на букву "G", ибо до последнего времени все номерные альбомы Morbid Angel шли строго по алфавиту. За некоторое время до выпуска участники группы выступали в прессе с заявлениями о том, что диск с рабочим названием "G" будет самым брутальным как в дискографии Morbid Angel, так и вообще за всю историю Дэт Метал. И надо сказать, что не так уж они были и неправы…
Запись вновь происходила в легендарной студии "Морриссаунд" с продюсером в лице Джима Морриса. Обложка была нарисована Дэном Сигрэйвом, коий уже сотрудничал с группой, оформляя "Altars Of Madness".
"Gateways To Annihilation" ("Врата в уничтожение"), а именно таково конечное название нового альбома, местами брутален настолько, что возникают некоторые затруднения при прослушивании (я, к примеру, первое время никак не смог дослушать этот диск от начала до конца за один раз). Сложные ритмические построения, тяжелейшие рифы, перемежающиеся сверхскоростными барабанными "прострелами", пронзительные соло-партии, мощнейший гроулинг Такера и общая мрачная атмосфера - именно так должен звучать альбом Королей! Материал на этот раз написан не одним Азагтотом, участвовали все, даже "приходящий" Эрик Рутан. А тексты практически без исключения принадлежат перу Стива Такера. Дабы увеличить общую брутальную атмосферу, было использовано некоторое количество "электроники". Однако: спокойствие! "Электроника" в понимании Morbid Angel - это всего-навсего триггеры.
Стив Такер: "Всякая собака знает, что Пит использует триггеры и именно поэтому звук его барабанов такой потрясающий, но прикол в том, что триггеры - это не жульничество, они не позволяют играть быстрее или что-то в этом роде. Это просто микрофоны, присобаченные к мембранам, и когда вы ударяете по барабанам - они посылают сигнал - никакого обмана!".
В песне под названием "Secure Limitation" вновь можно услышать блэковый скриминг в исполнении Азагтота, а "He Who Sleeps" написана в лучших традициях "God Of Emptiness". В сущности, этим диском Morbid Angel "убрали" всех. Даже самих себя. Настоятельно советую к прослушиванию!
Теперь, несколько наиболее интересных выдержек из интервью с музыкантами.
Стив Такер: "Альбом отражает языческую (во как! - Ставр) точку зрения и открывает двери для потока нового мышления и бытия. Вот что такое Morbid Angel в 2000 году." Он же: "Смена тысячелетий - это, конечно же, грандиозное событие, которое нам довелось пережить. Его можно принять за начало нового. В скором времени человечество придёт к пониманию того, что христианство шло и до сих пор идёт по ложному пути. Христиане в своей вере связаны по рукам и ногам. По моему мнению язычество - единственно верная форма религии из существовавших когда-либо. Однако, мир должен освободиться не только от веры в Христа. Это ложный путь, который был уже не единожды пройден. На земле существует немало других ошибочных взглядов и верований. Материалистическая картина мира, согласно которой целью человека является лишь материальная нажива, и он сам живёт лишь для того, чтобы обогатиться, должна быть заменена. Такие люди не слышат голоса своей души и отвергают всё самое сокровенное (…) Бесспорно, каждому из нас необходимы деньги для того, чтобы жить. Но существует большая разница между тем, посвящаю ли я всего себя добыче денег, или же отдаю себя полностью наслаждению жизнью!"
Не знаю уж, какие они там язычники, но даже предшественник Такера - Дэйв Винсент, был лично мной неоднократно на многих фотографиях замечен с Мъёллниром (Молотом Тора) на шее. И в сущности, этих америкосов можно понять - представляя собой сброд со всего мира и не имея собственной Древней Культуры, они вынуждены искать вдохновения в культурах других народов. Ну не индейских же Богов им, в конце концов, почитать!
По непонятным причинам после выхода "Gateways To Annihilation" группу покинул возомнивший, вероятно, себя невесть какой звездой Стив Такер. И не просто покинул, а занялся реанимацией своего ископаемого проекта Ceremony. Вслед за ним (в который уже раз!!!) уходит Рутан. Вместо Такера на должность вокалиста - бас гитариста был приглашён Джаред Андерсон из Hate Еternal, что забавно, потому как Hate Еternal являются ни чем иным, как проектом Эрика Рутана, в коем также из "великих" числится Дуг Серрито из Suffocation.
И наконец, последние новости от Morbid Angel: в группу, после неудавшихся экспериментов с Ceremony вновь возвращается Такер. Новый альбом под предварительным названием "Н2К3" ожидается уже в сентябре 2003 года. По старой "доброй" традиции вновь обещано, что новый диск будет самым брутальным в дискографии Morbid Angel. Ну, что тут сказать…
Одно известно совершенно точно: это вновь будет Дэт, причём - Дэт именно с большой буквы. Короли, как никак…
--------------------------------------------------------------------------------
Официальная дискография Morbid Angel:
"Altars Of Madness" - 1989
"Blessed Are The sick" - 1991
"Covenant" - 1993
"Domination" - 1995
"Entangled In Chaos" - 1996
"Formulas Fatal To The Flesh" - 1998
"Gateways To Annihilation" - 2000
"Heretic" - 2003
"Illud Divinum Insanus" - 2011
--------------------------------------------------------------------------------
Неофициальная дискография Morbid Angel:
"Abominations of Desolation" 1986 (demo)
"Thу Kingdome Come" 1987 (demo)
"Abominations of Desolation"1992
"Laibach Remixes" 1994 (ep)
"Love Of Lava" 1998
--------------------------------------------------------------------------------
Примечание: приведенные отрывки интервью взяты из журналов "Legion", "Legacy" и "Dark City"
© Stavr [August, 2003]
Дополнение к биографии:
--------------------------------------------------------
23 сентября 2003 года на лейбле Earache Records выходит седьмой студийный альбом - "Heretic". Альбом был записан в составе: Стив Такер, Пит "Commando" Сандовал, Трэй Азагтот.
Летом 2007 года Morbid Angel начали работу над материалом к очередному студийному альбому, первому со времени выпуска "Heretic". На диске впервые с 1995 года можно будет услышать вокал и бас Дэвида Винсента. В мае 2008 года новым гитаристом группы стал участник группы Zyklon Тор Андрес Мирен.
После выпуска "Heretic" группа рассталась с лейблом Earache Records, поэтому работу над новым альбомом группа начала без действующего контракта. Ситуация изменилась в ноябре 2009 года, когда группа подписала контракт с французским лейблом Season of Mist.
В 2010 году барабанщик Пит "Commando" Сандовал был прооперирован, в связи с чем группа решила приступить к записи нового альбома с Тимом Йонгом.
22 июня 2010 года Morbid Angel для записи нового альбома вошли в студию Mana Recording со звукоинженером Эриком Рутаном. Он получил название "Illud Divinum Insanus". Выход альбома запланирован на лейбле Season Of Mist на 7 июня 2011 года. Обложку альбома создал художник Густаво Сазес.
Languages:
Ru
| En